Интервью в газете "Сударушка"
http://www.sudarushka.su/article.php?aid=2771
Азиза: Счастье не зависит от возраста
Про Азизу говорят, что она вздорна,скандальна, взбалмошна и неуемна. А я утверждаю, что она нежна, ранима, почти неконфликтна и даже покорна. Очень домовита, хозяйственна, чудная кулинарка. К тому же невероятно креативна и безумно талантлива, что для сегодняшнего «псевдо-фабрично-звездного» времени большая роскошь. Но судьба, словно в отместку за сочный голос и знойную красоту, была безжалостна к этой певице. Впрочем, обо всем по порядку.
…Впервые мы услышали ее в начале 80-х в составе узбекского ВИА «Садо» (что в переводе «эхо»), когда межнациональным хитом стала ныне почти забытая композиция Олега Иванова «Счастье первому дому, счастье дому второму». Потом – ровно 20 лет назад – были третье место и приз зрительских симпатий на престижном всесоюзном конкурсе «Юрмала» с песней «Наманганские яблоки». Азизу Мухамедову стали приглашать в музыкальные телепрограммы, в том числе в популярнейшую «Утреннюю почту», где она – верная своему желанию удивлять и покорять – словами нового шлягера дерзко призывала: «Матриархат давно пора вернуть назад!» А вскоре – на рубеже десятилетий – зазвучал и первый стопроцентный ее хит «Милый мой, твоя улыбка». Было ясно, что в СССР зажглась новая звезда.
Однако глубокой осенью 1991 года, когда огромная страна пребывала в агонии перед готовящимся развалом, на небосклоне Азизы случилось затмение. Оно пришло с известием о трагическом убийстве певца и композитора Игоря Талькова, которое не раскрыто и по сию пору. Но пресса (и отчасти людская молва) прочно связало его с именем певицы. Сплетни плелись разные: любовный треугольник, борьба артистов за место в финале концерта, кто-то даже пытался «пришить» сюда политику, а виноватой оказалась… Азиза. Которая, к слову, не только никогда не носила оружия, но даже… не общалась с Тальковым в тот вечер. Сегодня, спустя почти 17 лет, понятно, что для обоих артистов то была зловещая фатальная игра звезд – только не земных, выдуманных, а настоящих, небесных. Но тогда… От того страшнейшего удара певица не могла оправиться несколько лет. Лишь в 1997 году, собравшись с силами, она выпустила долгожданный альбом «Всё или ничего», заглавная композиция с которого, написанная дуэтом хитмейкеров О. Молчанов – А. Славоросов, обрела крылья. Однако условия игры в шоу-бизнесе к этому времени сильно изменились.
И вот сегодня Азиза, как самая настоящая птица Феникс, вновь воскресает из пепла. В конце прошлого года все мы стали свидетелями ее блистательного успеха на конкурсе НТВ «Ты – суперстар» – самой крупной победы за всю ее карьеру. Вдумайтесь только: она заняла первое место, оставив позади себя не самодеятельность или «фабрикантов» из Усть-Пердюйска, а самых настоящих мэтров, корифеев эстрады – Анне Вески (которая когда-то официально входила в тройку лучших певиц СССР!), короля «Веселых ребят», неистового «шлягерника» Алексея Глызина, бывшего звездного фаворита Пугачевой – Сергея Челобанова, талантливейшую «ягоду-малину», а ныне еще и педагога по вокалу Валентину Легкоступову, в прошлом «плюшевую юбочницу», а ныне выросшую в настоящего мастера поп-сцены Алену Апину, некогда яркую звезду европейского масштаба – певца Ф.Р. Дэвида… Да это, скажу я вам, покруче «Евровидения» будет!
Суперзвезда
– Аза, как эта яркая победа повлияла на тебя как артистку, как личность?
– Она была чрезвычайно важна не только для меня – после 17 лет полузабвения и «чморения» – но прежде всего для моей мамы и всей семьи. В ту секунду, когда меня объявили победительницей, показалось, что время остановилось, и у меня перед глазами пронеслась вся жизнь: детство, юность, мама, папа, первая любовь, первый экзамен, конкурс «Юрмала», многочисленные медицинские операции, через которые я прошла… И потом – бзык! – я вновь в реальности: стою на сцене телестудии, слышу восторги, овации. То, что тогда испытала – настоящий шок. Мне казалось, победу присудят русскому артисту – брутальному, со своим лицом и обязательно непредсказуемому, недопонятому и «недопринятому» аудиторией. В этой роли, не скрою, я видела единственно Челобанова.
– Который стал в итоге третьим. Неужели ты считала, что в глазах публики и жюри певица Азиза – давно прочитанная и уже закрытая книга?
– Нет, здесь скорее сработал национальный менталитет: мы, восточные женщины, уже подсознательно привыкли быть на вторых, третьих, а то и десятых ролях, когда нас берут пятой или двадцатой женой в гарем. В нас это заложено генетически. Но с другой стороны, зная свои артистические достоинства и оценив расклад сил во время конкурса, я рассчитывала на второе-третье место. Стараюсь быть объективной и критику, кстати, тоже приветствую – когда она справедлива. Помните, когда на одном из туров вы поставили мне 7 баллов, я подошла и сказала, что да, согласна и большего действительно не заслуживаю?
– Причем это не была игра, рисовка! Но, Аза, такую самокритику редко встретишь не только в шоу-бизнесе. Всё ведь идет от истоков, воспитания…
– Я родилась в музыкальной семье. Мой отец – Абдурахим Мухамедов, народный артист Узбекистана, классический музыкант, художник, известный оперный композитор, чье творчество изучают сегодня в музыкальных вузах. Увы, папа умер на моих руках от инсульта, мне было всего 15 лет. Царство ему небесное (всхлипывает). Я пережила страшное потрясение, у меня тогда появились первые седые волосы. Отец воевал на фронте, был ранен, контужен, меня воспитывал как мальчика. Сажал в крохотный красный «Запорожец», возил на охоту, рыбалку – за сотни километров от дома. Учил стрелять, плавать, лазать по деревьям, канату, ориентироваться по компасу, что-то добывать. Это были чимганские горы, нанайские водопады…Я была очень темпераментная, игривая, девочка-огонь, поэтому у меня с той поры много шрамов, отметин, следов от ожогов и травм. Как-то, например, упала со второго этажа, разбила голову и чуть не померла. Так отец переживал за меня даже больше, чем мама.
…Кстати, мама – Рафика Хайдарова, ей уже 82 года, в прошлом оперная дива, ведущая актриса музыкально-драматического театра им. Мукими в Ташкенте. Любовь к матери у меня сейчас на первом месте. Увидев ее слезы на могиле отца, я поклялась, что буду вкалывать за десятерых, но никогда моя семья не будет нуждаться в деньгах. Кроме меня, в семье еще две сестры
– Гульнара и Нигора, я младшая. А вот ребенок есть только у одной – Гульнары. Это сын Тимур, 27 лет. Недавно его женили, и в октябре у них родилась дочь Алиша. Ее мы с сестрами так и называем: наша внучка на троих (смеется).
О нравах Средневековья
– Скажи, что за история произошла после твоего успеха в Юрмале: министр культуры Узбекистана якобы заявил тогда, что Азиза Мухамедова позорит свою республику, выступая в очень открытых платьях и мини-юбках?
– Да, об этом много болтали, но сегодня я открою правду как она есть. Когда не стало отца, моя мама оставалась довольно молодой, красивой женщиной в расцвете лет, и к ней был неравнодушен один «деятель искусств». Он пытался за ней ухаживать, даже готовился к женитьбе, но мама не хотела второй раз выходить замуж, решив посвятить свою жизнь детям, то есть нам с сестрами. Отвергнутый «жених» затаил обиду, а через некоторое время занял пост замминистра культуры Узбекистана. Увидев меня в ореоле успеха на «Юрмале» (и зная, разумеется, чья я дочь), он понял, что настал наконец и его час – чтобы утолить «жажду мщенья». Скажу больше: этот человек давным-давно не в силе, но о нем до сих пор судачат в Узбекистане именно в связи с тем самым случаем (смеется).
– Прости, Аза, но и сегодня нам не удастся избежать самой неприятной для тебя темы – о Талькове. В истории популярной музыки трудно припомнить более страшного и бессовестного оговора, как в случае с тобой. Но меня удивляло, почему ты даже не пыталась оправдаться и прокомментировать ситуацию в своем ракурсе?
– А меня никто ни о чем и не спрашивал! Просто приклеили ярлык: «убийца». Как в Средневековье. Я была очень наивна, неопытна и вообще не знала, как реагировать на эти обвинения. Я со своей бедой осталась ОДНА! Тогда ведь не было никаких пиарменеджеров, ушлых продюсеров. Сегодня, конечно, из этого раздули бы такую залихватскую историю, такую пиар-кампанию, что святых выноси! (Хотя такого «пиара» я бы врагу не пожелала.) И я вспомнила тогда мудрые слова папы: «Не бей себя в грудь и не оправдывайся, если знаешь, что невиновна! Главное, быть в согласии со своей душой и совестью».
– Тебя ведь и коллеги проклинали?
– Да, и очень многие. Это потом, спустя много лет, они винились: «Ой, какие же мы были дураки, как заблуждались!» Мне очень помогла Алла Борисовна, хотя она, вероятно, об этом давно забыла. Женя Болдин, ее тогдашний супруг, рассказал мне, что вскоре после трагедии с Тальковым к ней домой заявилась делегация известных артистов (простите, я не буду называть их имен) с просьбой присоединиться к ним и подписать письмо о коллективном бойкоте певице Азизе и невозможности выступать с ней на одной сцене. Пугачева смерила всех холодным взглядом и со словами: «Придержите свой энтузиазм для мирных целей» разорвала эту бумажку в клочья. Только тогда я поняла, что окончательно спасена.
– Скажи, а как сама ты относилась к Талькову?
– Мы дружили, очень симпатизировали друг другу. Ему нравилось, как я пою, как выгляжу – его вообще, как я понимала, привлекали восточные женщины. Я была тогда резковатая, строптивая, жесткая. Мне он тоже нравился как мужчина – всегда галантен, спокойно подойдет, чтото скажет, с ним было легко общаться. Иногда мы даже снимались в роликах друг у друга. Правда, к своему стыду, я не знала, что он поет кроме песен «Чистые пруды» и «Летний дождь». А сегодня я в прекрасных отношениях с сыном Талькова – Игорем. Он замечательный музыкант. Мы не раз выступали вместе и даже собираемся записать дуэтом песню… Вот такая «развязка» (вздыхает).
Фатальные дилеммы
– Ну и конечно, мне не простят читательницы, если мы не поговорим о мужчинах в жизни Азизы…
– Да, очень свежая тема (смеется). В официальных браках я не состояла никогда. Первым моим любимым человеком был композитор Олег Бескровный, автор суперхита «Милый мой, твоя улыбка». Я влюбилась без памяти и была за ним замужем три года. Смеясь, он жаловался, что я подавляю его своим темпераментом, постоянно вношу коррективы в его музыку и аранжировки, что меня невозможно терпеть. Сначала это было в шутку, а потом… В общем, мы расстались, но остались коллегами, и сейчас Олег руководит моей группой «Анаконда». Он невероятно обаятельный, милый, добрый, порядочный и скромный человек. Может быть, из-за этого и не «раскрутился», хотя написал много песен, и не только мне. Потом был небезызвестный Игорь Малахов, с которым я провела полтора года и даже вынашивала от него ребенка, но… оказалось «не суждено». Кстати, Игорь был не только теневой бизнесмен, как о нем писали, но и композитор – и не самоучка, а с музыкальным образованием. В частности, он написал мне песню «Викинги»… Не хочу о нем много говорить: это был тяжелый человек и когда я о нем вспоминаю, у меня тухнет взгляд…
– Что-то все так мрачно…
– Да жизнь вообще не сахар. Был еще в моей жизни доктор, но я влюбилась в него, наверное, потому что… сама когда-то очень серьезно хотела стать врачом, но меня отговорила мама. Еще запомнился брак с болгарином Родионом Стояновым, моим ташкентским земляком из детства, но встретились мы только спустя 15 лет в Америке, где он занимался бизнесом. Три с лишним года я летала к нему туда-сюда, иногда жила там по полгода, но потом все расстроилось.
– Неужели мужчины сами от тебя уходят, понимая, что им не сладить с вулканом по имени Азиза?
– (Смеется.) Нет, не совсем так. Раньше я думала, что людей разводит судьба, но недавно, после принятия православия, поняла, что это делает Бог.
– А это не одно и то же?
– Не-е-т, разные вещи! То, что делает Бог, изменить никоим образом нельзя. А с судьбой (задумалась) можно поспорить – изменив свой характер или отношение к тем или иным предметам. Поэтому что касается мужчин – это Бог отводил: то ли меня от них, то ли их от меня. Сейчас уже трудно сказать.
– Как относились к тебе кавалеры?
– Для них я была отнюдь не невыносимой. Знакомясь, они поначалу видели во мне ту женщину, которая рождена в их сознании сценическим образом, песнями и слухами, но, наблюдая меня дома, в фартуке у плиты, в постели, у стиральной машины, с иголкой и ниткой в руке, – поражались: это два совершенно разных человека. В быту я абсолютно восточная женщина, которая легко идет на компромиссы, не капризничает и не спорит. Более того, любимого мужчину я возвожу на пьедестал, прощая ему многие недостатки, которые вижу невооруженным глазом, и стараясь вытащить наружу все его хорошие качества, как бы далеко они ни были спрятаны.
– Мужики не ерепенились?
– Да, бывало. Далеко не всем нравилось, что они становятся со мной лучше. Кстати, к этой категории принадлежит и Малахов, который как-то взбрыкнул: «Ты сделала меня слишком мягким, мне это не нравится. Это уже не я. Мужик должен быть сильным и крепким, как скала». То же говорил мне потом и Родион: он привык быть жестким и расчетливым в бизнесе, а, пообщавшись со мной, выдал: «Мне уже стыдно кого-то обмануть, чего-то недоговорить илисказать неправду».
– Вот это да! А сейчас кто, Азонька, с тобой?
– Недавно я во второй раз «познакомилась» с человеком, которого знала, наверно, лет 20. Джонатан Хайдаров. Он сделал мне предложение, и я согласилась. Причем он ударил по больному, сказав, что у нас будут красивые дети… Оказалось, что я до сих пор верю в чудо (вздыхает).
– Не понял…
– Получилось пошло: Джонатан приезжал в Москву «болеть» за меня на конкурсе «Суперстар», а когда я победила, неожиданно заявил: «Выбирай: или я, или твоя победа». У меня в глазах помутилось! Но ответила твердо: «Ты все путаешь: я победу не выбирала, это она нашла меня через 20 лет». После этого пошли размолвки, какие-то непонятки, и вопрос решился сам собой. Так что сейчас мое сердце опять свободно. Но оно пока не готово к новым приключениям в личной жизни. Хочу сейчас поработать творчески: записать песни, выпустить новый альбом… Всему свое время. Бог, если нужно будет, даст и мужа, и ребенка, которого я все еще мечтаю родить.
Автор: Соседов С.